Поисковые запросы

Поисковые запросы

Поисковые запросы — отдельные слова или группы слов, которые вводят пользователи в поисках ответов на свои вопросы. Пользователь надеется быть понятым поисковой машиной и получить список сайтов, которые отвечали бы на его запрос. Чем правильнее поисковый алгоритм поймёт пользователя, тем более релевантную выдачу сможет показать и тем больше пользователь будет доволен работой поискового алгоритма.

Типы поисковых запросов

Поисковые запросы можно разделить на четыре группы в зависимости от целей, которые преследует пользователь. Большую их часть составляют так называемые нечёткие запросы, по ним невозможно однозначно определить цель поиска. Для формирования выдачи поисковый алгоритм может уточнить тем или иным образом запрос. На данный момент наиболее эффективным способом уточнения поискового запроса является учёт предыдущих запросов пользователя к поисковой системе.

Навигационные запросы. Целью является попадание на определенный сайт. Как правило, такой запрос включает в себя название компании или торговый бренд.

Транзакционные запросы. Это способ найти сайт, через который можно совершить желаемое действие, например, купить билеты, заказать пиццу, скачать файл или найти работу. Основным признаком транзакционного запроса является наличие глагола (купить, скачать, арендовать, продать).

Информационный поиск. Целью является получение информации без последующего действия.

Цитатный поиск. С помощью цитатного поиска пользователь хочет найти документ, цитату из которого он помнит наизусть.

Текстовая и семантическая релевантность

Текстовая релевантность — в простейшем случае — это релевантность на основе наличия в тексте совпадений со словами из запроса. Алгоритм вычисления текстовой релевантности может быть усложнён и улучшен введением учёта следующих факторов:

  • наличие ключевых слов в тэгах h1-h6, title, description, strong, b и т.д.;
  • расчётом плотности ключевых слов на странице;
  • учётом синонимов ключей;
  • наличием на странице слов, которые усиливают релевантность для данного ключевого слова.

Семантическая релевантность — соответствие ответа поисковика запросу пользователя «не по букве, а по духу». Использование семантической релевантности при ранжировании сайтов требует понимания поисковым алгоритмом сути вопроса пользователя. Алгоритмически такая релевантность на порядок сложнее текстовой, но результаты, полученные с её помощью на два порядка полезнее для пользователя. Поисковые системы пытаются перейти от текстовой релевантности к семантической для улучшения результатов поиска.